Фрагмент для ознакомления
2
Ещё одним поводом для инвесторов является гарантия государства в выплате вознаграждения в случае достижения согласованных результатов. Вместе с тем — учитывая, что основным сдерживающим фактором для инвесторов является полная потеря капитала в случае неудачи проекта — нередко в договоре фиксируется возврат части инвестированной суммы в случае достижения хотя бы промежуточных результатов.
Исполнитель
3. Доступ к долгосрочному финансированию, позволяющему расширить деятельность, — ключевой интерес исполнителя социальных услуг. Именно наличие такого существенного источника дохода позволит исполнителю не тратить ресурсы на фандрайзинг, а сфокусироваться на реализации программ, что положительно отразится на качестве и эффективности деятельности. В результате некоммерческие организации развивают культуру мониторинга и оценки социального воздействия, а также устанавливают сотрудничество с организациями, работающими над взаимосвязанными проблемами.
Однако следует учитывать, что всегда существует риск недостижения согласованных результатов. Организация трудозатратной деятельности и оценка последствий может быть не по плечу многим НКО. Кроме этого, в случае провала есть вероятность, что исполнители понесут сильный репутационный ущерб, что отразится на привлечении финансирования от потенциальных доноров в будущем.
Посредники
4. Посредником может быть поручено привлекать капитал, структурировать сделку, консультировать стороны, оценивать результаты, поэтому посредники должны быть в состоянии взять на себя обязательства в долгосрочной перспективе и не быть обеспокоены внутренними управленческими и финансовыми проблемами. Мотивация посредников варьируется в зависимости от их функции. Как и инвесторам, им интересно тестирование инновационной финансовой модели. Вознаграждение посредников может быть установлено точно либо привязано к результатам проекта.
Каждая заинтересованная сторона, участвующая в работе проектов социального воздействия, имеет различные стимулы, однако важно, чтобы все они были согласованы и не противоречили друг другу — только так можно обеспечить эффективное и действенное предоставление социальных услуг.
Как следует из утверждённого правительством положения, проведение проектов социального воздействия будет проходить на уровне регионов. Именно они будут решать вопрос об отборе проектов, установлении показателей эффективности, заключении договоров. Рассматриваются проекты в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.
В рамках пилотного периода до 2024 года оператором проектов будет выступать госкорпорация «ВЭБ.РФ». Оператор будет осуществлять консультационное сопровождение, мониторинг реализации проекта, обеспечивать проведение независимой оценки, а также проводить проверку соблюдения сторонами условий соглашения.
В качестве организатора проекта (инвестора) привлекается российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. От него потребуется лишь отобрать исполнителя и обеспечить ему финансирование на весь период реализации проекта.
Исполнителем сможет выступить также любое российское юридическое лицо (как коммерческое, так и некоммерческое), индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо. В соответствии с общемировой практикой расчёт сделан на преимущественное участие НКО и социальных предпринимателей. Важное уточнение — в проекте смогут принять участие одновременно несколько исполнителей.
Интересно, что предусмотрена возможность для организатора (инвестора) реализовать проект самостоятельно, то есть без привлечения исполнителя, при наличии соответствующих ресурсов.
В июне 2019 года подписано первое соглашение о реализации проекта социального воздействия — сторонами соглашения выступили госкорпорация «ВЭБ.РФ» (оператор), Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (инвестор, организатор проекта), НИУ ВШЭ (исполнитель) и правительство Якутии (заказчик).
Проект направлен на повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия) на примере Хангаласского улуса и охватывает 27 школ, 5000 школьников и 786 учителей.
Ожидаемый результат исчисляется из среднего балла ЕГЭ, ОГЭ и доли олимпиадников — индекс образовательных результатов (на данный момент 0,13) к 2022 году должен вырасти до 0,47, что соответствует повышению образовательных результатов на 10% по всем показателям.
В 2020 году ожидается запуск ещё 10 проектов социального воздействия с общим объёмом частных инвестиций до миллиарда рублей, по сообщению госкорпорации «ВЭБ.РФ».
Проекты социального воздействия возникли как экспериментальный механизм финансирования, представляющий собой вспомогательный подход к традиционной социальной политике — для вмешательства некоммерческих организаций в те области, где правительство и компании терпят неудачу. Поэтому в связи с высоким уровнем ответственности рассчитывать на участие и пользу от проектов могут лишь крупные и опытные организации, в то время как малые НКО остаются на обочине из-за своих ограниченных возможностей.
Однако главная трудность при разработке проекта обусловлена выбором социальной деятельности, которая даст измеримый результат. Предварительно придётся потратить сотни часов (если не дней) на исследование взаимосвязей и условий, сопряжённых с социальными проблемами. К примеру, на уровень рецидивизма, конечно, может повлиять деятельность психологической службы для заключённых в рамках проекта социального воздействия, однако сама проблема может зависеть от непосредственно не связанных с ней изменений в жилищной сфере, пособий по социальному обеспечению или занятости на местном рынке труда, которые остаются без внимания.
Так или иначе, в некоторых областях политики проекты социального воздействия достигли внушительных результатов, поэтому будет интересно наблюдать за опытом их применения в России.
Важно учитывать, что вышеуказанные проекты в регионах России были реализованы благодаря сформированной региональной и муниципальной нормативно-правовой базе, в которой определены все аспекты взаимодействия органов власти и бизнеса, определены их интересы, преференции, ответственность, что позволило сделать партнерство действительно взаимовыгодным и эффективным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Консультант Плюс (дата обращения: 18.01.2021)
Научная литература, периодические издания, электронные источники:
2. Бакаева Н.В., Черняева И.В. Вопросы озеленения городской среды при реализации функций биосферосовместимого города // Строительство и реконструкция. 2018. № 2 (76). С. 85–94.
3. Баринов В.А. Готовность к изменениям в местном самоуправлении крупных городов. Муниципалитет: экономика и управление, 2020 - № 01 (30). – С.22-25
4. В Новосибирске открылась теплая остановка с туалетом и залом ожидания [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «НГС. НОВОСТИ» — электронное периодическое издание. URL: http://news.ngs.ru/more/50101333/ (дата обращения: 16.01.2021)
5. В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Самарская область заняла 2 место. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/v-reytinge-regionov-rossii-po-urovnyu-razvitiya-gchp-samarskaya-oblast-zanyala-2-mesto/ (дата обращения: 12.02.2021)
6. Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21–30.
7. Воробьев К. Проекты социального воздействия: шанс или риск для НКО? // https://philanthropy.ru/analysis/2020/03/24/87051/ (дата обращения: 18.01.2021)
8. Зубаха, П. А. Анализ рынка проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного развития / П. А. Зубаха // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 4. -С. 69-72
9. Климкович Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-sotsialno-kulturnyh-proektov-na-sovremennom-etape (дата обращения: 24.01.2021)
10. Максимовская А.А. Роль управления благоустройством в развитии территории // Символ науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-upravleniya-blagoustroystvom-v-razvitii-territorii (дата обращения: 27.01.2021).
11. Маслухин Н. Как провести время ожидания транспорта с пользой: «умные» остановки в России и в мире http://gosvopros.ru/territory/khozyaystvo/kak-provesti-vremya-ozhidaniya-transporta-s-polzoy-umnye-ostanovki-v-rossii-i-v-mire/ (дата обращения: 27.01.2021)
12. Маслухин Н. Как провести время ожидания транспорта с пользой: «умные» остановки в России и в мире http://gosvopros.ru/territory/khozyaystvo/kak-provesti-vremya-ozhidaniya-transporta-s-polzoy-umnye-ostanovki-v-rossii-i-v-mire/ (даты обращения: 12.02.2021)
13. Михайлова Е. В. Опыт правительства Москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления // Власть – 2019 – Том. 27. № 2 – С.62-65.
14. Обогреватели на остановках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» URL:https://city4people.ru/projects/projects_26.html (дата обращения: 15.01.2021).
15. Первую теплую остановку в Красноярске взяли под видеонаблюдение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интернет-газета «Newslab». URL: http://newslab.ru/news/487716 (дата обращения: 16.01.2021).
16. Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С.34-37
17. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
18. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 120 с.
19. Слишком умная остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Фонтанка»- петербургская интернет-газета. URL: http://www.fontanka.ru/2016/11/07/107/ (дата обращения: 15.01.2021)
20. Справка. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов // Отечественные записки, - 2005 - №4 (25) . Цифровой материал электронного ресурса: http:// strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov. (дата обращения: 18.01.2021)
21. Фиалковская И.Д. Основы государственного и муниципального управления. Курс лекций. - Н.Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. - 131 с.
22. Ховалкин, И. А. Реформирование системы местного самоуправления в 2020 году: нормативно-правовые вопросы, финансовое обеспечение и регулирование / И. А. Ховалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77135/ (дата обращения: 28.02.2021).
Источники на иностранных языках:
23. Mike Schallehn, Christoph Burmann, Nicola Riley Brand authenticity: model development and empirical testing // Journal of Product & Brand Management, 2014, Vol. 23 Issue: 3, pp.192-199, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2013-0339